Книга о Славянорус(c)ком народе, о Великих князьях рус(с)ких и Ростовских от коле корень их произыде на Руси Стольника Алексея, Мусина-Пушкина
1662

Сто двадцать Сказок Стольника Алексея Богдановича Мусина-Пушкина
Списаны с Его рукописи в 1842 году Крестьянином Александром Артыновым

Часть четвертая (окончание)

Скан. 4, стр.147 –173. (26 полос)

675.

Князь Святополк

Лета от Сот: Мира 6281.  От Рож: Хри: 773 года

Князь Святополк, сын князя Святослава, внук князя Гремислава. В одно время жил он долго у дядьки и пестуна своего князя Нечая Каляги, потомка знаменитаго в ростовской летописи князя Порея, в его родовом тереме на берегу реки Пошмы, где занимался любимой своей забавой – охотой. Однажды пришел на берег Чернаго озера. Там слышит он стук оружия и крик сражающихся. Любопытствуя знать причину этого, он спешно идет туда и видит там сражающихся двух ратоборцев. Один из них в поре, другой – старик преклонных лет. Недалече от них лежали доспехи ратныя. Он видит, что старик с ослабевшими силами защищается весьма слабо, а торжествующий противник его старался наносить ему частыя удары мечем своим, который тот с трудом едва  успевает отводить от себя. Явный перевес битвы был на стороне противника старикова. Видя такой неравносильный бой, князь, жалея слабаго старца, подходит к сражающимся и спрашивает у них о причине

676.

их ссоры. Такой нечаянный приход князя остановил битву обоих единоборцев. Старший до того ослаб, что меч выпадает из рук его и ничего не мог отвечать. Противник его, гордясь своим превосходством силы, смотрел гордо на князя, как победитель, и гневаясь на то, что вмешательство князя в их бой остановило победу его. Грозно он сдвинул брови свои и велел ему идти своей дорогой и не вмешиваться в чужие дела, где его не спрашивают посредства.

Вся кровь закипела в жилах князя Святополка. Он немедленно вынимает свой булатной меч и отвечает торжествующему победителю: «Посмотрим, кому придется идти своей дорогой, мне или тебе. И в то самое время, когда князь извлекал свой меч, блеск камня, находящегося на руке его, доставшегося ему от одного из предков князя Любослава, поражает взоры противника. Он тут же затрепетал, меч выпадает из рук его, и он немедленно (пропущено - падает) пред князем Святополком на колени и просит у него себе прощения в необдуманной своей грубости и глупости. Князь от такой перемены храбраго ратоборца пришел в великое удивление и видит, что биться ему уже не с кем. Обращается к стоящему в изумлении старцу и спрашивает

677.

у него, что все это значит. «И скажи ты мне, с (о) чем была ваша ссора?» Старец с почтением отвечал ему:

«Причина такого положения врага моего есть блеск камня, находящегося в перстне на руке твоей. Он есть достояние великаго царя  Сезостриса. Причина же ссоры нашей есть доспехи ратныя, которыя ты видишь лежащия здесь. Они родовое мое достояние и когда-то принадлежали предку моему богатырю Верзиле. Я есть один из потомков его, имя мое Смысл. Живу в своем тереме возле Сохатскаго болота при реке Кишне. (157) Доспехи эти похищены противником моим из терема потомков князя Ширяя с берегов реки Шахты. Я воспользовался правом собственности, силою науки своей возвратил их себе. Но в отсутствие мое соперник мой, живущий в недальнем расстоянии от этого терема на высоком берегу Гремучего ручья, (158) похитил их обратно. Я узнал об этом, настиг его с поличным здесь, но поздно. Увидел я, что он сильнея меня своей телесной силой, но не наукой. Поэтому самому единоборство наше должно бы кончиться моим поражением. И достояние мое  доспехи ратныя должны были достаться победителю. Но твое нечаянное присутствие спасло меня и изменило гибельный для меня конец единоборства. Враг мой хотел укрыться

678.

в находящемся на дне этого озера в черноморовом тереме, отколе без перстня твоего достать их было бы трудно. Теперь, великодушный князь, ты можешь сам видеть, кто из нас прав, и кто виноват. Теперь мы оба зависим от тебя. Мы теперь твои рабы. Перстень наш (твой?) заставляет нас обоих повиноваться тебе беспрекословно. Доспехи эти, которые были причиной ссоры нашей, и которыми по своим летам (я) не могу уже владеть. Я думаю, лучше тому должно владеть ими, кто владеет таким чудным перстнем, и которому я за спасение моей жизни, как свою собственность, дарю ими тебя, великодушный князь. Доспехи эти должны соединиться вместе с знаменитым перстнем. Они знамениты и сами собой. А именно: меч работы допотопнаго царя Азаила, который от него дошел до знаменитаго царя Нимврода, который и известен более под его именем. Шелом и латы работы знаменитаго ковача царя Ифита-Тувулкана, которыя построены им для Нимвродова сына царя Нипа. Они покрывали собой македонскаго царя Александра. Они были когда-то достоянием предка твоего князя Рудака. К этим доспехам не достает только крылатаго коня царя Годуира, который находится в настоящее

679.

время в роду князя Гунчака Вихреслава, копия долгомернаго знаменитаго царя Мосоха, внука Ноева, и щита царя Азимандия, который достал князю Мирославу знаменитый витязь Звенислав. Тогда бы тот человек владел целым миром, как Август, кесарь римский Тиверий.

Князь Святополк поблагодарил волшебника Смысла за такия его подарки, немедленно надеть поспешил на себя. Потом сказал волшебнику Смыслу, что он велит сделать с его злодеем? Старик Смысл стал просить князя, чтобы он простил его, снисходя его прежней жизни. Тогда князь Святополк обратился к стоящему еще на коленях волшебнику Чучеру, так звали его. Грозно сказал ему: «Встань, я тебя прощаю. Счастлив ты, что имел такого благороднаго соперника, который просит пощады своему врагу. Мой тебе приказ: с этого времени впредь подобнаго ничего не делать и не причинять никому зла своей наукой. Иначе я поступлю с тобой строго и беспощадно».

Волшебник Чучер с радостию вскочил на ноги и стал благодарить князя за его милость и клялся изменить впредь образ своей жизни и просил его вместе с волшебником Смыслом посетить его наследственный

680.

терем, доставшийся ему после волшебника Черномора, который после поражения своего богатырем Верзилой поселился здесь.

Князь Святополк и волшебник Смысл охотно на это согласились. По слову волшебника Чучера вода в озере расступилась на две стороны и открыла до самого черноморова терема прямой путь, усаженный по обеим сторонам столетними кедровыми деревами. Подойдя к терему, гости удивились его великолепию и обширности, который окружен был обширным садом. Взойдя в чертоги Черноморовы, удивил их вид несметного богатства в видимом украшении чертогов. Этим давало знать, что (пропущено - сила?) бывшаго предка черноморова волшебника Пелея была велика.

Роскошное пиршество заключило мирный договор между князем Святополком и волшебником Чучером. Сей последний вторительно клялся все исполнить по договору.

Недолго пришлось воинственному духу князя Святополка быть в бездействии. Воинственныя новгородцы, ростовцы и другия сеседния народы собрались отмстить строптивым полянам, не дававшим им пути рекою Днепром проехать в Тавриду. Вооруженный знаменитыми доспехами, князь Святополк делал там чудеса своею храбростью. Несметныя полчища искали в бегстве

681.

себе спасения от мощной руки его, вооруженной все сокрушающим мечем Нимвродовым. Одна только покорность полян спасла их от конечнаго истребления.

В одно время князь Святополк гулял по роскошным берегам широкаго Днепра. В порогах его встретил там идущую к нему навстречу прилично одетую средних лет женщину, горько плачущую. Любопытство подстрекнуло его спросить ее о причине слез ея, от которых та едва могла проговорить ему, что она вдова, жена бывшаго полководца и старейшины полян, имела недалече свое жилище. Единственная дочь ея, подпора ея старости: «… была помолвлена быть супругою сыну старшего нашего боярина. В день брака их напал на дом мой разбойник Черноворон – гроза окресностей полян, разграбил дом мой и увел с собой дочь мою. Теперь сам посуди о справедливой причине слез моих. Названный зять мой и отец его пошли просить о помощи нашего (пропущено слово). Но я сомневаюсь в успехе их, потому уже много раз собирались они с князем смирить разбойников, но всегда возвращались безо всякаго успеха. Только после этого жестокия набеги его стали нам более чувствительными. А теперь иду к храбрым новгородцам, у них, сказывают, есть такой витязь-богатырь, от котораго целыя рати бегут без оглядки. Сила руки его, как

682.

говорят, непобедимая. Попрошу его, быть может, он сжалится над нами и поможет мне в моем горе. Окроме этого я не чаю найти защитника моей дочери».

«А где находится притон этого разбойника?» - спросил князь у плачущей матери. Та отвечала ему на это: «Притон злодея моего недалеко отсюда. У самых порогов днепровских. Путь туда мне сведом. Я ходила уже туда, но ворота у злодея крепко заперты, и проведать о дочери мне ничего не удалось».

«Покажи мне туда путь, - сказал ей князь – я переведаюсь с этим разбойником не хуже твоего новгородца».

С удивлением посмотрела на него проливающая слезы мать. Наконец, по долгом молчании она ответила ему: «Храбрый витязь, единоборства у разбойников не бывает. Теперь я вспомнила и назвала тебе непобедимаго воина новгородцем. Он князь ростовской по имени Святополк, как называли его названный мой зять и отец его».

Немалаго труда стоило князю уговорить женщину, чтобы она показала ему прежде дорогу к разбойницкому притону, а потом бы уже и шла просить о помощи ростовского князя. Незнакомка, видя его молодость и красоту, уговаривала его не пускаться одному в такое опасное дело. Но все

683.

это было напрасно. Князь настаивал на своем, и они пошли, по словам женщины в опасный путь, который лежал сквозь дремучий и непроходимый лес по узкой и едва приметной тропинке, по которой шли они немалое время. Солнце было далеко уже за полдень, когда они пришли на пространную поляну, окруженную тем же дремучим лесом, посредине которой стоял притон разбойников, и который окружен был крепким тыном, сверх котораго видны были вышки разбойничьего терема.

Пред воротами тына князь стал ударять в щит свой вороненой стали с серебряной насечкой. Скоро ворота тына растворились на пяту, из которых выходит разбойник Черноворон со всей своей разбойницкой ватагой, крепко вооруженный с головы до ног. Рост и поступь его показывали в нем настоящего атамана разбойников. С гордой самонадеянностью идет он навстречу князю Святополку, последуемый издали всей его разбойничьей ватагой. И, к удивлению своему, он вместо ожидаемой княжей дружины видит он одного только воина, какого-то смельчака, дерзнувшего вызвать его с веселой пирушки. Едкая брань и укоры посыпались от разбойника на князя, нарушившего покой его. На брань и угрозы последовали подобнаго рода ответы,

684.

которыя взбесили разбойника, не слыхавшего подобнаго ни от кого, потому все пред ним клонилось, за что он хотел наказать его примерным образом, если он не покорится ему. Это же самое и князь с большой уверенностью возразил разбойнику. Это окончательно раздражило атамана разбойников, который теперь вместо возражения на слова князя извлекает свой меч, а у князя он находился уже в руке. Разбойник с великою силою поражает мечем князя Святополка, котораго никакое оружие не может пробить знаменитые доспехи, остался невредим от острия булата разбойника  после такого удара, от которого только посыпались искры. Зато меч Нимврода в мощной руке князя рассекает надвое безмерной величины щит разбойника. И быстрее мысли вторым взмахом встретился с булатным мечем Черноворона близ рукояти, пересекает его надвое, как слабый тростник и вместе с ним отсекает руку, держащую оный. Злодей от такого сильного поражения падает на землю и, скрежеща от ярости зубами, силится одной рукой приподняться и стать на ноги. Велит отмстить за себя своим сотоварищам, которые и устремились с яростию на князя. Заблистал, как молния в руке его меч Нимврода в средине

685.

напавших на него разбойников. Щиты, латы и разсекаемые шеломы стали быть свидетелями о достоинстве оружия и крепости руки, поражающей их, что доказало им ясно, что они имеют дело с человеком не по силам своим. И, видя такую неудачу свою и великое опустошение в рядах своих, оставшиеся в живых со страхом разбежались и скрылись в дремучем лесу, оставили лежащих на месте битвы, лежащего своего атамана, плавающего в крови своей в (и) мертвых товарищах(щей) своих, лежащих поверженными вокруг его.

Князь, не видя более сопротивников себе, зовет к себе стоящую недалеко от места битвы, трепещущую от страха женщину и велит ей идти за собой в терем разбойника и там отыскивать дочь свою. Она немедленно приходит к нему и падает к ногам его со слезами радости, называет его спасителем ея дочери от разбойника.

Долго искали они по терему кого им было надобно и которую, наконец, нашли, запертую в темнице за крепкими замками. Трогательно было свидание у матери с дочерью. В это самое время послышался на дворе великой шум. Князь спешит узнать причину онаго, полагая, что не возвратились ли обратно разбойники, но весьма

686.

удивился, увидев княжескую рать, предводимую старшим боярином, котораго прежде всех увидела избавленная князем девица и вместе с ним видит, к великой своей радости, среди княжей рати идущего и жениха своего. С криком радости спешит она к нему навстречу и в объятиях отца и сына со слезами радости рассказывает им о подвигах неизвестнаго им витязя, слышанный ей(ю) от своей матери. Те, слушая ее, едва верили рассказу ея. Но, проходя местом битвы, они заключили, что иная княжая рать усеяла телами место битвы.

Зайдя в терем, боярин Вихорь, так звали старшего боярина, с молодой четой, он весьма удивился, найдя в победителе Черноворона непобедимаго льва битв князя Святополка. Тогда уже более они поверили слышанному и виденному. Тут они стали все благодарить князя, что он очистил землю от такого чудовища и за свободу пленницы.

По распоряжению князя открылось в тереме Черноворона веселое пиршество, как для их самих, так и для княжеских воинов, пришедших с боярином Вихрем, которым прежде этого приказано было убрать с места битвы его, как самого Черноворона, так и его сподвижников.

687.

Мертвых зарыть в землю, а живых заключить на время в подвал тюремной, потом отдать их в руки правосудия.

По окончании пиршества терем Черноворона со всем его имуществом подарил князь в приданое вено избавленной им девице. Все после этого с великою радостию и торжеством прибыли они в терем боярина Вихря, где совершено прерванное брачное торжество.

После одного из свадебных пиршеств у боярина Вихря князь Святополк шел из терема его по берегу реки Днепра. Там встретилась навстречу ему довольно хорошо одетая старуха, которая назвала его по имени и в тоже время сказала о себе, что она соотечественница ему. И сказала притом, что она имела там родовой свой терем на Сохатском болоте.

Тут старуха остановила князя и стала его спрашивать о двоих князьях ростовских и их семействах. Наконец, сказала ему: «Князь! Ты теперь можешь назваться непобедимым витязем. Но вспомни слова мои при времени, когда будешь подъезжать к своему родовому терему. Ты встретишь там такого себе сопротивника, какого ты уж больше не встретишь нигде. Не ратясь с ним, будешь его пленником. Тогда князь

688.

не забудь старика Смысла. Он только один может избавить тебя от этого плена и неволи». Более она не стала говорить с ним, пошла далее своей дорогой.

Недолго после этих событий победители с великою корыстию прибыли в свое отечество с великою славою. Князь Святополк, подъезжая к тому месту, где соединяются вместе реки Копорка с Сарою (159) по пути от реки Нерли, где оставил он дружины свои под началом воевод довести их до города, а сам оттуда один спешит для свидания со своими родителями. Вдруг, он слышит женский голос, просящий о помощи. Вскоре после этого недалеко от своей дороги, по которой он ехал близ опушки леса, видит он бегущего великана, страшнаго видом, опирающегося на свою дебелую палицу, несущего на плечах своих женщину, находящуюся в бесчувственном состоянии дивной красоты, (волосы) на голове ея развеваются по произволу ветра. Князь немедленно понуждает коня своего к лесу и пересекает путь бегущему великану, который положил свою ношу на землю и вооружил руку свою неимоверной величины палицею, и бежит поразить ей князя и ударяет его оною. Но смертоносный удар палицы упал на щит его, который от этого разлетелся на много частей, произведя великой гром, который привел

689.

в чувство лежащую на земле добычу великана, которая скоро и встала на ноги. В свою очередь князь поражает его мечем своим в его широкую грудь. И тем причиняет смертельную рану, от которой он падает на землю и, умирая, произносит страшный рев без слов, бия ногами землю.

Князь Святополк покончил столь счастливо начатое с великаном единоборство, идет немедленно проведать, в каком положении находится добыча великана. Подходя к тому месту, где положил ее великан, он видит издали, что она стоит, прислонившись спиною к дереву, ожидая, вероятно, его приближения к ней. В какое князь пришел удивление, когда увидел пред собою юную и беспримерную красавицу. Изорванная местами одежда ея заставила придти ее в смущение. Стыдливость девичья разрумянила лице ея. Вероятно, она не желала бы так казаться пред молодым и красивым витязем. Но, повинуясь настоящим обстоятельствам, которых изменить было никак нельзя, она привела ее, по возможности, в порядок и потом стала скромно благодарить князя за избавление ее от похитителя.

Князь, взирая на ея прелести, не менее ея  пришел в смущение, стоя лицем к лицу с такой красавицей. Вся

690.

кровь его кипела в нем и бросилась стремительно в лице его, и более еще пришла в волнение, когда услышал он такой нежной и приятной голос, благодаривший его. Он едва мог придти в себя от этого неожиданного такого свидания. Наконец, он, собравшийся с мыслями, он спросил у красавицы, кто она и кто был ея похититель.

Незнакомка  от этого еще более зарумянилась и скромно отвечала ему, что она дочь князя Славодума, имя ей Светлана. Жила с подругами своими в своем прадедовском князя Брачислава тереме: «… построенным им для моей матери, стоящем на берегу реки Кости. Гуляя там со своими подругами в окружающей тот терем роще, где была похищена разбойником Булатом, недавно пришедшем из Заволочья в пределы наши, где причинял со своей шайкой великия напасти, грабил везде, где только мог беспощадно. Родитель мой горячо преследовал его своими дружинами, останавливая его набеги, и не давал ему в окрестностях своих своевольничать. На это он весьма озлобился на него и удумал отмстить ему похищением меня, что ему ныне и удалось. Он нес меня в свой разбойничий притон (160). Товарищи его, вероятно, преследуются родителем моим, но только в противоположной стороне по его распоряжению».

691.

Князь Святополк, узнавши, кто была красавица, избавленная им, изъявил желание свое проводить ее к родителям ея, вероятно сетующим о похищении ея.

Путь их до терема князя Славодума Светлане показался много короче, чем с разбойником Булатом, хотя князь шел пеш, а Светлана сидела на коне его, котораго он вел в поводу. По приезде их туда  нашли они родителей Светланы в великой печали и сетовании. Потому более, что князь Славодум настиг и разбил шайку разбойника Булата, которая была там без атамана, и вся со страху разбежалась по лесу. От одного пойманного разбойника узнали, что атаман их послал их по этому пути, а сам с добычей своей пошел спешно в противоположную от них сторону. Путь его неизвестен был.

Благодарность князю Святополку от родителей и княжны Светланы была самая чувствительная. Но более всего ценил он благодарность, бывшую прежде от княжны Светланы, когда она ехала, сидя на коне его.

Не в лице приехал князь Святополк к своим родителям. Княжна Светлана не шла с ума у него. Сон бежал от очей его, бессонница крепко налегла на него. И в заключение всего этого, по обычаю влюбленных, за столом

692.

не ел, не пил. Родители его это видели и не знали причины такой перемены его и не понимали, что сталось с сыном их. Они спрашивали его об этом много раз, но глубокое молчание было им ответом.

Время шло невесело в доме князя Святослава. Да и в доме князя Славодума было не лучше. Прекрасная Светлана скоро бы сделалась и не прекрасною, если бы скоро князь Святополк не собрался на охоту развеять тяготившую его скуку по лесам и полям. Она невольно завела его на берега реки Кости, и будто бы не нарочно сбился с пути, и попал в рощу, окружающую терем князя Славодума, где скучала по нем не менее его княжна Светлана. Бывши так близко к ней, он не преминул посетить родителей ея, которыя избавителя дочери их приняли с великим почетом и весьма радушно. С этих пор он стал чаще охотиться в той роще, которая манила не избытком предметов охоты, но отдыхом от оныя в тереме князя Славодума. Частыя свидания князя Святополка с княжной Светланой скоро сблизили их, и они запылали друг к другу любовною страстию и с такой, притом, силой, что князь Святополк открылся в любви своей Светлане и к великой своей радости получил от нее взаимное признание, а там и клятву

693.

принадлежать вечно друг другу.

После такого взаимного признания в любви, князь Святополк немедленно объявил об этом своим родителям, от которых к радости своей получил на это согласие.

Ожил печальный князь и немедленно полетел он с этой вестью к родителям княжны Светланы просить у них дочери их себе в супружество.

Весело въехал князь Святополк на широкий двор князя Славодума. Но какой, вдруг, обуял его страх, когда он подъехал к преузорчатому крыльцу княжаго терема. Видит выходящих к нему и обливающихся слезами родителей Светланы. На вопрос его о причине слез их они стали рассказывать ему, как они теперь только вторично лишены дочери своей, которая гуляла по саду с подругами своими и качалась с ними на кулисках, где, вдруг, налетел на них преужасный вихрь с шумом и громом, разметал всех подруг ея в разныя стороны, а ее поднял под облака и скрылся с ней из глаз изумленных и перепуганных подруг ея.

Как пораженный громом стоял на одном месте князь Святополк, слушая этот рассказ. Потом,  мало пришедши в себя, он со слезами на глазах рассказал им, зачем он теперь ехал к ним.

694.

«Теперь твоя суженная дочь наша, - сказал ему князь Славодум сквозь слезы – только где нам будет найти ее?» При общей скорби родителей Светланы поразила еще их новая скорбь. Это отчаяние князя Святополка о княжне Светлане, которым немалаго труда стоило успокоить тем, что общими силами о ней стараться будут отыскивать ее.

С несказанною печалию и тоскою возвратился князь Святополк к своим родителям и рассказал им, что случилось с княжною Светланой и о соглашении родителей ея на брак с ним.

«Все это хорошо, - утешая его, сказал ему отец его – да этот вихрь не Булат-разбойник, не по земле ходит. Да и невесть, кто он, кода он скрылся под облаками. Где теперь отыскивать похитителя? Я не знаю и не могу придумать, кто бы это был такой. А, вероятно, волшебник. Я бы и сам был бы готов сопутствовать тебе отыскивать княжну Светлану. Но куда? В какую сторону?»

В это самое время князь Святополк вспомнил слова старухи, сказанные ему в полянах о сопротивнике, какого он, сродясь, не видывал, а в плену велела вспомнить и найти старика Смысла. Слова ея сбылись с ним. Только осталось сходить ему к волшебнику Смыслу. Тут он рассказал об этом своим родителям. Те весьма

695.

удивились и обрадовались этому и немедленно послали его к волшебнику старику Смыслу.

Князь Святополк скоро прибыл в жилище старца Смысла, который принял его весьма радушно. А после взаимных приветствий князь рассказал ему о своей невзгоде и просил его помочь его в этом.

Старик Смысл не велел ему ни о чем печаловать и за роскошным пиршеством сказал ему, что это дело прощеннаго ими волшебника Чучера, который теперь стал быть великим волшебником, которому стали и ветры повиноваться, поэтому вихрь есть любимая его прогулка. «Теперь он стал дружен и в тесной связи с подобной себе волшебницей Зубихой, которую князь Вихреслав, предок твой, прозванный Гунчаком , из молодой и красивой княгини  сделал старуху. С ней вместе оне делают такия дела: один похищает девиц, а другая – молодцов. Теперь твоя Светлана находится в великолепных чертогах на дне глубокаго Согильскаго, а не Чернаго, озера (161), недалеко от пресловутаго соч(г?)илева терема. Туда он намеревается снести красавиц со всего света. Там он с помощью страшных заклинаний оградился ото всех случайностей, могущих последовать с ним. И, действительно, он живет теперь в безопасности. В месяц

696.

один раз делает он из этого терема путешествие под видом страшного вихря и перелетает из страны в страну отыскивать красавиц. Дойти до этого волшебнаго терема без самого Чучера никак невозможно. Для этого надо остановить полет быстраго вихря, но это сопряжено с великим трудом. Для этого надобно достать тебе золотыя кимвалы, на которых чародейка учит его волшебной науке и потешает его под звуки этих кимвал. Царь Варис создал стены стовратных Фив. Путь к терему, где живет Яга-Баба и чародейка Зубиха мне сведом. Он находится теперь в необитаемой и пустой местности на берегу реки Лиги (162) близ терема богатыря Верзилы. Но только подвиг этот за кимвалами сопряжен с немалою опастностью для твоей нравственности, потому что волшебница Зубиха с самых юных лет до старости – великая развратница. Для этого она теперь превращается на время обольщения в юную и дивную красавицу. Она примет все средства, чтобы обольстить тебя. На страстныя ея слова и объятия отвечай ей тем же. И в это время, чтобы она не заметила всыпли в ея турей рог соннаго зелья и всместе с ней пей по турью рогу. От зелья она тут же уснет в твоих объятиях, тогда

697.

ты сонную ее положи на постелю. А сам возьми ей(ее?) кимвалы и ступай с ними к Согильскому озеру и сядь там на берегу онаго, и ударь в те кимвалы. На звук их с одной стороны выйдет к тебе тут грозен, как грозная туча громовая, волшебник Чучер. А с другого пути прикатит тут в ступе своей гневная Яга-Баба Зубиха в своем истом виде столетней скаредной старухой. И она одновременно с Чучером бросится к тебе, чтобы убить тебя одним мечем своим, а другая – пестом железным. Перстень твой на руке твоей смирит их разом обоих и приведет их в покорность тебе. Тогда ты прикажи волшебнику Чучеру отвести тебя в терем его. Там встретишь ты свою Светлану. Возьми ее с собой, а у Чучера сними с шеи его висящую на золотой цепи такую же коробочку, в которой заключается вся сила его. Этот талисман принадлежал когда-то царице Савской, когда она приезжала к Премудрому царю Соломону на своем белом верблюде. Этот талисман был повешен на шее его и служил ему украшением. Этот талисман царь Соломон послал царице Савской от себя в подарок чрез духа Годуира. Ты надень его также на шею вместо золотой гривны. Потом

698.

оставь их вместе с колдуньей Зубихой, товаркой его, и, когда выйдешь из терема со Светланою и будешь на берегу озера, тогда ударь в кимвалы и потряси ими над озером и висящею на шее у тебя коробочкою. Тогда озеро станет быть по-прежнему ровное. Волшебник Чучер останется с  Зубихой тут безвыходный в том тереме на всю жизнь их. А чтобы их кто по неведению не выпустил, то ты кимвалы брось в Пужбольской ключ».

От старца Смысла князь Святополк отправился сперва к родителям своим и рассказал им о свидании своем со старцем Смыслом. Потом посетил и родителей Светланы, сказал им, в какое время они встретят дочь свою. От них отправился в терем Зубихи, (к) которой  по указанному пути он скоро приехал туда и немедленно идет к терему и на его преузорочное крыльцо. Но лишь он только что вступил в его чертоги, в это самое время по всему терему раздался приятный звук кимвалов. Пройдя многие покои в тереме, не видя в нем никого, он не знал, тут ли ему ожидать волшебницу или идти далее отыскивать ее. Находясь в таких мыслях, он видит, растворились, вдруг, пред ним двери на пяту небольшой светлицы, вероятно спальни Зубихи, из которой выходит к нему великолепно одетая юная беспримерная

699.

красавица. Розы юности играли на лице ея – явный признак целомудренной красавицы. Князь извинялся пред ней в том, что осмелился беспокоить ее безвременным своим приходом. Причиной тому – потеря пути в лесу, окружающем терем ея. Путь его из Нова-города к Ростову, и при этом просил у нее малого отдохновения от дальнего пути.

Красавица весьма была рада такому гостю и первоначально спешит утолить его голод и жажду роскошным пиршеством. Тут князь весьма искусно и благоразумно сделал все, что было ему сказано старцем Смыслом. И, положа сонную красавицу на ея постелю, берет немедленно ея златыя кимвалы и скоро вышел с ним из терема, и пошел спешно к Согильскому озеру. Пришедши туда, сел на берегу его под ракитовым кустом на камушке и громко ударил он в кимвалы. На звук их, видит он, озеро стало сильно колыхаться. Потом расступилось надвое, отчего образовался по дну его широкой и прямой путь, усаженный деревьями, к великолепному терему волшебника Чучера, который, вооруженный с головы до ног, спешно выходит из своего терема, опираясь на свой булатной меч. Вид его был грозен, ругательная брань лилась рекою на князя Святополка, прервавшего сладкий сон его своим вызовом. В это самое время по пути, прошедшему

700.

князем, видит он, быстро, как вихрь, вертясь в ступе в круг да около, несется старая и отвратительная Яга-Баба, которая своим железным пестом ступу свою погоняет, а помелом путь свой заметает. Тот и другой не узнали князя, у котораго была опущена на лицо решетка шелома его. Скоро тот и другой достигли его, ожидающего их.

«Умри, злодей!» - вскричали в один голос Чучер и Зубиха, замахнувшись для поражения князя один мечем, а другая пестом. Но князь предупредил их в этом поражении, показал им блеск своего адамантового камня пред глазами их. В одно мгновение ока все изменилось. Меч выпадает из рук волшебника Чучера и стопудовый пест выпадает из рук Зубихи. И они: один по (одну) сторону, другой – по другую становятся на колени пред князем и просят у него оба пощадить жизнь(и) их, они клянутся быть вечно рабами его. Имея грозный голос, князь велит стоять смирно, подходит к Чучери(у), снимает с него висевший на нем талисман и надевает оный на себя. Потом приказывает ему вести себя в его терем, а Зубихе велит идти сзади за ним. В тереме у князя Святополка с княжной было самое радушное (свидание) в присутствии обоих волшебников, после которого, к великому своему удивлению, он видит позади Светланы стоящую полянскую княжну Милораду,

701.

невесту друга своего князя Рачи, потомка князя Хитроума, которую, как и Светлану, таким же образом похитил волшебник Чучер. Теперь князь сказал княжнам, что они от неволи волшебника свободны. От такой вести они обе весьма обрадовались. И еще более, когда увидели повелителя и хищника их, стоящего вдали рабски.

В это время Святополк принял веселый вид, сказал Чучеру: «Снисходя твоей униженной просьбе,  вместо вещественной цепи твоей, которую  я снял с тебя, надеваю на тебя существенную цепь сию: подругу тебе юную и беспримерную красавицу, которая будет отрадой тебе, с которой скоро забудешь непокорных этих двух твоих невольниц. Для вас оставляю я этот терем, живите в нем в вечной любви и согласии. Пейте почаще турьи роги с зеленым вином, как я пил недавно с этой твоей юной красавицей». В это время поднял он решетку своего шелома.

Великой страх обуял волшебника Чучера, когда узнал он обманутого им князя. А волшебница пришла в великую ярость, узнала в нем своего хитрого обманщика, молча, рвала на себе одежду и кусала свои руки. Но не осмеливались один просить чего-либо от князя, а другая чем-либо оскорбить его, стояли обои смирно.

Тут князь Святополк берет за руки княжон и

702.

идет с ними вон из терема. Не успели еще они из него выйти, как у юной четы Чучеры и Зубихи, оставшихся в тереме, поднялась страшная брань и драка. Крик их далеко был слышен, укоризны друг другу они сыпали градом. По выходе на берег с княжнами князь над озером сделал все, что велел ему сделать старец Смысл, отчего озеро пришло в первобытное свое существование, вода покрыла терем. И по пути бросил камвалы в Пужбольской ключ.

Весело продолжали путь свой трое путешественников, сокращая его веселыми своими разговорами. Благополучно дошли до терема сетующих родителей княжны Светланы, радость которых не имела границ при виде возвратившейся дочери их. Вместе с ней со слезами радости обнимали и князя Святополка, называя его своим дважды спасителем их дочери.

От князя Славодума князь Святополк отправился к ожидающим его родителям, уведомил их о счастливом окончании его подвигов, которыя весьма рады были этому, а более, что увидали его здоровым.

Вскоре после этого брак князя Святополка с княжной Светланой совершен был, после котораго сменялося веселье весельем, и гналося похмелье за похмельем.

703.

 

Князь Рача

Лета от Сот: Мира 6286 от Р: Хрис: 778 лет

Князь Святополк имел у себя друга и товарища браннаго, с которым он жил в великой любви. Этот друг его был молодой князь по имени Рача. После победы над полянами князь Рача находился всегда более с князем Святополком, с которым в дружеских разговорах слыхал он часто о красоте княжны Милорады от рода князя Ники-Щека и княгини Вексы. Она была дочь князя Курача. Похвала красотам телесной и душевной родили у князя Рачи желание видеть ее. Долго не находил он для этого удобнаго времени. Но, наконец, пришлось ему познакомиться с одной из подруг ея, дочерью старыя няни ея. Старуху эту звали Верхоглаза. Она рассказами своими о княжне Милораде поселила в нем любовь его к ней. В одно время князь Рача пошел поохотиться на живописные берега реки Почайны при впадении ея в реку Днепр. Видит он там многих девиц, в числе которых видит он и княжну Милораду, которую он столь давно и терпеливо хотел видеть. Тут он вспомнил, что в тот день праздновали в Киеве богу Купалу (163). Девицы

704.

после купания своего стали упражняться различными увеселениями: петь и играть в честь бога Купалы. В это самое время человек с датцать (двадцать?) молодых киевских  латников, подгулявши в городе довольно хорошо, пришли туда, где были девицы, которыя знали хорошо, сколь эти люди бывают буйны и своевольны, то при появлении их они оставили свои игры и спешили все разойтися в разныя стороны. Латники напали на них своевольно. Из числа их несколько человек отделились и спешно побежали за спешно удаляющейся красавицей Ласткой, внукой старухи Верхоглазы, которая, завидя издали князя Рачу, побежала к нему, прося у него себе защиты от нахальства латников. Князь стал быть ея защитником, смело нажидал к себе бегущих латников. Останавливает их и уговаривает их оставить такой неприятный воинам поступок, в особенности княжим телохранителям.

Латники приняли слова его на смех и, видя по оружию врага своего, искали повода к ссоре с ним, называли его трусой(м) и поносили различными нахальными словами. Дело между ними скоро дошло до драки. Князь Рача не хотел с такими негодяями и грубиянами употребить для наказания их благороднаго оружия. Но заблагорассудил употребить национальное русское оружие – кулак.

705.

Как снопы соломы полетели от него латники в разныя стороны, нападающие на него латники, и, падая на землю с подбитыми глазами и носами и челюстями, а другия – с перебитыми ребрами. На крик их поспешно прибежали многия на выручку своих товарищей, и все получили себе ту же одинаковую награду. Многия разбежались в разныя стороны, кто, куда считал удобнея. Избавленная князем Рачей Ластка благодарила его, как могла, и пошла спешно догонять своих подруг, входящих уже в город. Вместе с тем, и князь оставил поле битвы.

Пришедши к другу своему князю Святополку, рассказал ему, что случилось с ним на реке Почайне. Тот весьма сожалел, что не был при этом деле. Стоустая молва стрелой облетела весь город из дома в дом, из терема в терем. Все удивлялись силе и проворству молодаго ростовца и со смехом провожали «храбрых» латников до места их жительства. Ластка не преминула передать все княжне Милораде о храбрости молодаго и прекраснаго витязя ростовскаго. Княжна, слушая все это, не проронила ни одного слова. И после этого изыскивала случая самой видеть его, но только не знала, где и как. Неожиданный случай помог ей в этом. Недоброжелатели князя Курача зажгли его терем. Сильная буря с громом и молниею способствовали пожару.

706.

Темнота ночи благоприятствовала замыслу злодеев. Скоро и терем княжны Милорады запылал весь пламенем. Князь Курача для удаления от всеобщего страха и смятения послал дочь свою княжну Милораду с Ласткою в безопасное от огня место на Подол в терем боярина Мазуры. Молодыя путницы, напугавшись, видя такое всеобщее бедствие от огня, в темноте ночи сбились с прямого пути и по кривым улицам и переулкам потеряли дорогу к терему боярина Мазуры. Одновременно с ними и по тем же глухим местам бежал с Подолу на пожар князь Рача подать помощь погибающим, видя великое зарево пожара, свет от котораго способствовал Ластке узнать спешащего на пожар князя Рачу. Она стала просить его, чтобы он показал им путь к терему боярина Мазуры. Князь, вместо того, чтобы показать им путь, из опасения могущего последовать какого-либо приключения во время ночи, он пожелал проводить их до барского дому. Темнота ночи идущим от пылающего пожара препятствовала рассмотреть лице княжны Милорады, покрытое тончайшим покрывалом. Веселая болтунья Ластка щебетала зады с передами всю дорогу. Князь не знал, кто такая спутница Ластки. Только высокой и стройный стан ея и ферязь дорогой парчи давали ему понять, что спутница Ласткина инаго происхождения.

707.

Чего боялся князь, то и случилось. На пол-пути их напали на них шайка ночных воров, шедших, вероятно, с пожару. Увидев двух женщин и мужчину, хотели воспользоваться над ним своим превосходством, одного прибить, других ограбить. Скоро дело дошло тут до драки. Князь разгорячился, защищая своих спутниц от нападения воров, вынужден был взяться за меч, который скоро разогнал злодеев, не имущих никакой защиты против меча его, кроме своего многолюдства. Оставив несколько товарищей своих на месте боя, разбежались в разныя стороны. После этого они продолжали путь свой безо всякаго уже приключения. Боярина Мазуры в это время не было дома, ушел на пожар. Одна только жена его, которая таких ночных путниц приняла весьма радушно, вместе и их телохранителя. Там заинтересовавшая князя незнакомка приподняла свое покрывало и стала благодарить его за спасение их от ночных грабителей. Тут он увидел благодарившую его незнакомку  - беспримерную красавицу, какую не случалось ему нигде видеть. Взоры их встретились, румянец заиграл на щеках красавицы. От разговора ея он смутился и, смотря ей в очи, забыл сам себя, и не знал, что отвечать на слова красавицы. Кровь бросилась в лице его и он, закрасневшись, как маков цвет (предложение не закончено).

708.

Из разговоров с незнакомкой Мазурихи он узнал, что она дочь князя Курачи и пришла в дом Мазуры, спасаясь от пожара, лишившись светлицы своей девичьей.

На росстанях князя Рачи с княжной Милорадой взоры их вторично встретились. Это было окончательное поражение князя Рачи. Любовь к княжне Милораде запылала в его сердце.

Скуку и тяжкую думу князя Рачи скоро заметил друг его князь Святополк и, узнав этому причину,  взялся в этом деле быть ему ходатаем. И скоро он дело это уладил. Брак князя Рачи с княжной Милорадой назначен был совершиться в скором времени. Незадолго до него юная и влюбленная чета гуляла по берегу Реки Днепра, восхищаясь очаровательными видами его. Вдруг, налетел на них с(о) страшным шумом и воем страшный вихрь, разметав сперва в разныя стороны сопровождающих княжну подруг ея. Потом силой вихря вырвал  испугавшуюся княжну из рук князя Рачи и скрылся с ней из глаз его.

Крики и вопли подруг княжны Милорады огласили окрестности берегов днепровских и скоро дошли до княжего терема. Великой печали предался князь Рача о

709.

прекрасной Милораде, и если б(ы) не дружба князя Святополка спасла его от преждевременной смерти самоубийства. Он не преминул сходить с ним к днепровским порогам и спросить там, у старухи Ростовки о судьбе и друга своего, и о прекрасной Милораде. Та опять повторила ему слова свои с присовокуплением, что поможет князю Раче в этом деле она, и Милорада будет его.

Это много утешило князя Рачу и заставило князя Святополка думать о сильном ему сопротивнике, который в битве пленит его. Он стал ждать это время и дождался: слова старухи сбылись вполне.

Невесело князь Рача возвратился из полян с дружиною в ростовскую землю. Великая военная корысть не веселила его. Еще того ему стало несноснея, когда он остался один, потому князь Святополк при переправе чрез реку Нерль оставил его одного следовать с дружиною к Ростову.

Распустивши победоносные дружины по приходе в Ростов по своим делам и местам, князь Рача заключил себя безвыходно в своем родовом тереме и сокрушался там о потере Милорады. Нелюдимость его дала ему имя «Болван» по терему, стоящему на крутом берегу реки  Иренки. (164)

710.

В одно время князь Рача услышал звук охотничьих рогов близ своего уединеннаго терема. А вслед за сим  видит он почти бегом вошедшаго к нему веселаго друга своего князя Святополка, который стал убедительно просить его ехать с ним на охоту. Тот долго отговаривался, что он лучше находит сидеть дома, чем рыскать по лесу. Наконец, слова друга его склонили и убедили его, и он поехал на охоту.

Весело охотились оба князя и, как будто по нечаянности, приехали к тому месту, где стояли борти князя Славодума. И посреди их находился небольшой, но красивый терем. Князь Святополк пожелал взять тут роздых. Потому более, говорил он князю Раче, что тут живет теперь княгиня, супруга князя Славодума, мать супруги его княгини Светланы. Она примет и угостит их сытою и шипучим медом. Здесь их многочисленныя борти. Они немедленно пошли туда, где князь  Вага (Рача?) пришел в великое изумление и радость, когда он увидел тут вместо супруги князя Славодума принимающую их княжну Милораду. Пришедши в себя, князь Рача, как ребенок, с криком радости бросается обнимать княжну Милораду. Когда прошли первыя восторги такого неожиданнаго свидания, тогда князь Святополк подошел

711.

к ним и с улыбкой сказал князю Раче: «А что, князь, помнишь ли ты слова днепровской старухи, что сопротивник мой поможет тебе в этом деле. Знай, брат, это его работа». Все это скоро закончилось браком князя Рачи с княжной Милорадой.

 

Князь Небослав

Лета от Сот: Мира 6331. От Ро: Хри: 823 года

Князь Небослав, сын князя Святополка. Он с самой ранней молодости (пропущено слово) великою славою. Он в походе не имел никогда шатра, спал более в седле на коне своем. Иногда и на земле, положивши под голову седло, не клал под себя никакой постели. Но сколько он не отличался такой своей самообразностью, а наипаче всего старался о благовостоянии  (благосостоянии?) своей области.  Но никак не мог сбросить пестунства и тяжкаго ярма варягов и им платимой дани. Все это происходило от внутренних раздоров, из которых варяги извлекали свои выгоды. Раздувая это пламя, брали дать с Руси, чуди и славян, мери, веси и кривичей (165). Более всех терпели от них ростовцы, а в особенности,

712.

когда управлял Ростовом варяжский князь Хожа, лютость котораго погубила многих безвинно князей ростовских. Пресловутый терем его выстроен был на развалинах терема князя Ратобора- Копыря. Он погубил бы непременно и князя Небослава, если бы не воспрепятствовали ему две причины. Первая – дружба с ним сына его князя Будила. Вторая – любовь к нему единственной дочери его княжны Воли.

В одно время князь Небослав приехал в терем князя Хожа на реку Копырку по делам народным. В это самое время был у него съезд знаменитых князей окрестных народов, искавших руки его дочери прекрасной княжны Воли. Князь Хожа хотел (пропущено - завершить?) такой съезд торжеством рыцарским в состязании военнаго искусства. Молодой князь Будило весьма был рад приезду друга своего князя Небослава и желал, чтобы он вместе с ним состязался с приезжими князьями, которыя все не нравились ему. Они были все почти сверстники отца его. Скоро настал желанный день для рыцарских состязаний. Первоначально положено было состязаться на копьях тупыми концами. Поединки начались при звуке труб. Князь кривичей по имени Тюкай остался тут над всеми победителем. Молодой князь Будило выехал

713.

против его. Победитель не обратил внимания ни на лета противника, ни на приличие гостеприимства отца его, вступил с ним в бой и в первой сшибке с ним вышиб его из седла. После этого торжествующий победитель с гордостью ожидал нового сопротивника, озирая всех гордым оком.

Вся кровь вскипела в жилах князя Небослава, когда он увидел побежденным друга своего и товарища. К тому же победитель стал смеяться и вызывать на состязание с собой непобедимых сорматов. Тут князю Небославу за беду стало видеть торжествующим врага. Он немедленно выезжает на место состязания и так ударяет в щит князя Тюкая, дав тем знать ему о своем желании состязаться с ним.

Восокомерной князь Тюкай озирает своего противника князя Небослава и со смехом советовал ему: «… лучше отправиться на кулиски девок качать, чем здесь по земле валяться. Соломы не послано, постеля жестка».

«Не диво мне качать девок на кулисках. Это наша забава. А вот как твоим негодным девкам-костям придется попробовать сарматскаго копья. И от него как кривичи всегда валяются от сармат по земле», -  возразил ему

714.

князь Небослав. И, продолжая говорить, сказал: «После этого ты и рад бы был поводиться с нашими девками, но таких они не воймуют и с кулисок гоняют, и лежачих на земле не жалуют. Не лучше ли тебе мне плещ(ч)и свои показать? Побег не красен, но здоров бывает».

Услышав такой себе ответ, князь Стюкай (Тюкай?) весьма огневался на князя Небослава. Вознамерился за это примерно наказать его. Он грозно сказал ему: «Жалко, что должно мне тешиться с тобой здесь тупым концом. А то бы я таких хвастунов зараз десяток на копье посадил».

«Не диво тебе нас по десятку на копье сажать, - отвечал ему князь Небослав – А диво будет, как сам будешь на копье сидеть».

Это еще более озлобило князя Стюкая. После таких друг другу приветствий они, как две грозныя тучи, несутся два соперника друг на друга на своих богатырских конях и сильно ударяют друг друга своими копьями. Копье князя Стюкая ударилось в грудь князя Небослава, изломилося во многих местах и распалось в черенья ножевыя. Князь Небослав от этого немного поколебался, но усидел в своем седле. Но против того, от его удару гордый князь Стюкай вылетел из седла своего вон, как овсяный сноп, упал на землю и раскинул по ней свои руки.

715.

Тут князь Небослав говорит ему: «На кулисках так руки не раскидывают и по десятку таких, как я, на копье не нанизывают. Не пробовал ты еще копья сарматскаго. Теперь ты его попробовал».

Сколь ни зол был князь Хожа на князя Небослава, но такая победа его полюбилась ему. Потому более, что он сам сильно гневался на князя Стюкая за сына своего. А тот, забыв весь стыд своего поражения, идет почти бегом, обнимает своего друга, называет его себе братом старшим и пошел с ним в почетный пир.

Лишь только наступила ночь, торжествующий о низложении врага, князь Небослав был уже в своем тереме. В это время входит к нему какая-то незнакомая старуха и говорит ему: «Удача, добрый молодец. Не повещу на мне, старухе старой. А послушай, что я скажу тебе. Хошь видеть красавицу, какой, сродясь, не видывал? Поди за мной».

Князь весьма удивился словам старухи. Спросил ее, что у нее за красавица такая, какой он, сродясь, не видывал. Кто она, старуха промолчала, а повторила сказанное.

Князь согласился идти с ней и стал надевать свои доспехи ратные. «Постой, не спеши снаряжаться так, - сказала ему старуха – со мной иди уговор держать. Не след тут ни ратныя доспехи, ни меч-кладенец.

716.

Этим напугаешь красавицу. Тут нужна одна только смелость молодецкая и речи разумныя. Больше ничего с собой брать не надобно».

«Да как же я пойду безоружен в безвестный путь?» – сказал ей князь. «Быть по-моему, - отвечала ему старуха – да еще покрывалом красавицы закрою глаза твои. Тайна лежит тут великая, Хошь идти – поди, не раскаешься. Не хошь – как сам поволишь. Я с тем и назад уйду».

Князь несколько поколебался и усомнился. Он боялся врага тайнаго, а сомневался в неявном. Наконец, желание видеть нарочитую красавицу победило все сомнения, и он согласился повиноваться во всем старухе беспрекословно и пошел с ней. Вышедши из дома, старуха тотчас завязала ему глаза сказанным покрывалом и три раза обернула его вкруг да около. Потом повела его, молча, взявши его за руку. Таким образом, пришли они, наконец, к какому-то терему, где ожидали их.

Князь слышит, что по слову старухи, двери в него отворились и по входе их заперли замком. Недолго они поднимались по крутой лестнице, и, немного пройдя, вожатая князя остановилась и сняла с глаз его покрывало девичье, и шепнула ему на ухо: «Помни:  отвага молодецкая и разумныя речи. Смелость города берет». Когда сняла покрывало с глаз князя, тогда он

717.

увидел себя в богато убранной светлице, в которой из соседней светлицы долетали до ушей его веселыя голоса девичьи и громкий смех. Тут старуха отворила тихо туда двери на пяту и ввела туда князя. Там во всем разгаре шла веселая беседа девичья. Там они были одна другой краше, которые все при виде (его) опешили и перестали петь (и) смеяться, и каждая немедленно покрыла лице свое покрывалом. Старуха не обманула его.  Между ими одна была, как луна между звездами, и превосходила всех (как) красотою, так ростом и дородством своим, и казалась она ему хозяйкой терема. Она весело сказала князю: «Добро пожаловать к нам, победитель кривича, на вечеринку нашу девичью. Нам только всем хотелось посмотреть вблизи такого победителя. Теперь это в очью совершается. Правду нам про тебя сказывали. А об чем? Это тайна девичья. Люб нам такой витязь, который проучил кривича-нахальника».

Много пришлось князю краснеть на вечерине той, когда девицы хвалили удаль его. «Видал ли ты княжну Волю?» – спросила его одна из девиц. Тот отвечал ей, что не видал, а только слыхал о ней. «Когда-нибудь познакомлю тебя с ней», - сказала ему с улыбкой другая. «Когда-нибудь позовем тебя на вечеринку. Красота ея не завидная, а ростом подмышку мне», - сказала ему третья из девиц.

718.

Князь весело провел время в такой веселой беседе, но прелестная хозяйка не на шутку очаровала его сердце и воспламенила его страстною любовью к ней.

В это самое время несносная старуха пришла сказать всем, что пора всем по домам, как ласточки по своим местам: «Уж скоро третьи кочеты запоют. Пора и тебе, молодец, домой идти. Путина тебе не близкая». Тот, хотя неохотно, но повиновался ей. Простясь с радушной хозяйкой и с девицами, пошел вон из терема вслед за старухой. Покрывало девичье и теперь было на глаза князя повязано.

После этого случая старуха стала ходить ко князю часто, звать его на вечерины девичьи с таковою же предосторожностью.

Ни за частыя подарки от князя старухе не мог он узнать, кто была пленившая его красавица. На  подобныя вопросы старуха всегда отвечала ему: «Тайна. Зачем тебе знать, кто такая красавица. Довольно для тебя знать то, что ты ей не лишний в беседе девичьей».

Частыя такие беседы и вечеринки довели, наконец,  до того, что они открылись друг другу в любви своей и поклялися вечно принадлежать друг другу. Недолго любовники наслаждались этим счастием.

В одну ночь князь Хожа страдал бессонницей.

719.

Вздумал он навестить любимую дочь свою, свет в светлице ея. Он немедленно пошел туда. Подходя к ея светлице, он слышит там мужской разговор, от котораго он не мог понять ни одного слова. Полагая, что дочь его не спит, а ведет разговор свой с няней. При входе в светлицу к дочери в какое он пришел удивление, а в след затем и гнев, когда увидел он, что дочь его ведет речь не с няней, а с князем Небославом. Он хотел строго наказать виновных, но покорность любимой дочери его обезоружила его. А чистосердечная исповедь ея заставила его призадуматься. И расстроенным ушел (он) в свой терем, и велел за собою следовать князю Небославу, где после горячего разговора с ним приказал он ему привести с берегов реки Куратки (166) живущего там дикаго вола, вышедшаго, как говорят, туда из Сохатскаго болота.

Князь Небослав обещал это ему исполнить, хотя он наслышан был, что это был волшебной оборотень.  Имел великую силу и дикость, никакое оружие не вредило его, ни конной, ни пешей не спасались от него, бутысканья его смертоносных рогов безмерной величины, которыми он ломал столетния деревья. Не успел князь придти в терем свой, как посол от княжны Воли шел за ним. Дорогой старуха узнала от него, чего князь Хожа требует,

720.

сказала ему: «Это, князь, не служба, а службишка, служба будет впереди. Не печалься ни о чем, положись во всем на меня, старуху. Поди туда, куда треба есть. Назад пойдешь, ко мне зайдешь». Показала ему, где она живет. Недалеко, по пути к светлице княжны Воли.

Веселый князь скоро пришел на свидание с княжной Волей. Оно было для обоих сторон самое отрадное. На вопрос княжны, что было с ним у ея родителя, он рассказал ей весь разговор его и свой(?). Княжна с ужасом выслушала, куда послал отец ея его. И по ея заключению – на верную смерть. И никак не хотела отпустить его от себя, и хотела идти к отцу своему и просить его отменить это посольство, и заменить его чем-либо другим.

Князь не сказал ей, что говорила старуха-няня ея. Но уговорил ее возможностью укротить такого вола и довел ее до того, что и она согласилася отпустить его от себя.

Когда пошла провожать старуха князя обратно из терема княжны, дала ему хрустальный шар и велела ему бросить его пред тем волом: «… и стой смирно на одном месте до тех пор, доколе вол не выбьется из сил, бегая вокруг тебя за этим шаром, и ляжет отдыхать на землю. Тогда ты привяжи за рога его этот мой пояс

721.

и поди с ним на Кашниково озеро. Там, севши на него, выкупай его в том озере и потом то же сделай и на Осовском озере, и, наконец, на Годеновском озере. Этим ты омоешь с него всю грязь Сохатскаго болота».

Князь благодарил старуху за ея подарки и науку, немедленно отправился в путь на реку Куратку. На пути там любопытство завлекло его посмотреть на развалины знаменитаго храма богини Лады. И удивился, нашел то место веселия и утех, превращенное в дикую пустыню, а развалины храма в холм, поросший кустарником и травой черной папортью и полынью.

Пришедши на те заветные луга, где обитал вол на тучном подножном корму, едва только вступил князь из находящегося тут лесу в заветный луг, видит вдали, как вихрь несется к нему с ревом и шумом великий и красивый белый вол, роющий на пути своем, как сохой, рогами землю и кидающий оную под облака. Не допустивши его до себя, князь бросил ему навстречу хрустальный шар, который покатился от вола в сторону. С сильным ревом побежал за ним вол, старался догнать его. Шар и вол кружились вкруг да около стоящего на одном месте князя. Долго продолжалось быстрое стремление вола постигнуть

721.

Шар. Стало ослабевать, и вол стал утомляться, видимо все более и более. Наконец, совершенно утомился и от утомления лег на землю. Тут князь сделал с ним все то, чему учила его старуха. Привязал поясом ее за рога того вола и выкупал его в упомянутых трех озерах. Потом, как кроткую овцу, привел на поясе к князю Хоже, белея утренняго снега вола. Удивленный князь Хожа не мог не дивиться на такую службу князя. Приказал того вола отвести на скотный двор к пастухам. Князь Хожа не только рад был, что приобрел такого дивнаго вола, сколько тому, что сторона та избавилась от такого губителя-вола.

Вскоре после того оскорбленный князь кривичей отказом ему князем Хожей в руке княжны Воли собрал великую рать-силу и прошел воевать ростовскую землю. Встал станом своим на берегу реки Милодь и грозил полонить землю Ростовскую, а князя Хожу злой смерти предать, княжну Волю увести в землю кривичей. Испугался этого князь Хожа, призвал к себе князя Небослава и велит ему прогнать эту рать-силу великую Стюкая, князя кривичей. Тогда этого князь Небослав не ослушался, надевал на себя доспехи ратныя и садился на коня своего богатырскаго. Берет в одну руку меч-кладенец,

723.

а в другую – копье долгомерное, знакомое князю Стюкаю.  И напущается он на его рать – силу великую. Рубит мечем, колет копьем и топчет конем. Дорубился он до того места, где ожидал единоборства с ним князь Стюкай. Тут вступили они друг с другом в рукопашный бой. Недолго  у них длился тут посмертный бой за брань и укоризны князем Кривичей. Разгневанный князь Небослав вонзает свой булатной меч в грудь противника и едва не рассек его на полы. Тут ему и скорая смерть приключилась.

После такой блистательной победы князь Небослав стал просить у князя Хожи руки его дочери себе в супружество. Тот от этого был не прочь, но только велел ему убить прежде чудовищнаго змия, называемаго василиском, поселившимся за Черным озером за топким и кочковатым болотом в травине бездонной пропасти на берегу реки Устья, там, где находится вековой лес, котораго не касалася секира древодела. В средине этого леса, в ущелье, богатом родниками, свесившиеся сверху горы камни, засорившиеся землей, обросли кустарником, образовали, таким образом пещеру. (167) Этот змий делал великие пакости, как  жителям реки той, так и окрестным жителям: грыз зубами, душил кольцами своего хвоста, дыханием своим и ядом, изрыгаемым из его челюстей. Князь

724.

Небослав этого не ослушался, пошел туда немедленно и скоро пришел на реку Устье, в которой нашел брод и перешел ее против того места, где стоял прежде терем князя Одноуса на кургане его, вокруг котораго росли вековыя деревья. На этом кургане стояла ветхая лачуга, при входе в которую сидел тут маститый старец, который приглашал князя посетить его хату и откушать его пустынной трапезы – хлеба и соли. Тот этому был весьма рад и желал отдохнуть от усталости. За трапезой старец сказал ему, что он победит чудовище, против котораго он послан. «Но это еще не все. Князь Хожа захочет еще, чтобы ты привел ему волшебнаго пса князя Яслава, котораго кормит один раз в месяц человеческим мясом волшебник Хаур в своем тереме. (168) Оттоле в (у)рочное время ходит он кормит его в пещеру, находящуюся на берегу реки Сущевка. (169) Пес этот имеет черную шерсть и при великом своем росте имеет страшную голову, из пасти его течет ядовитая пена. Хвост у него в виде драконова, который с головой от времени покрылись шипящими змеями вместо шерсти. Это будет твой последний подвиг. Ты совершишь его благополучно, только надень на

725.

себя сверх лат твоих мою медвежью кожу, которой окутывался в своей старости князь Зонар. До меня дошла она по наследству. Ты видишь во мне потомка знаменитаго князя Рославля. Она укротит ярость его, и яд, текущий из ее(его) зева учинит безвредным.

Князь весьма благодарил того старца, как за радушный прием его, так и за подарок его с наставлением. Подкрепивши у него силы свои пищей и отдохновением, отправился в путь свой.

Подходя к логовищу чудовища василиска, он видит тут разбросанныя трупы убитых им людей. Услышал приход княжев(зя) чудовище, внезапно подняв свою голову высоко над пещерою, страшно зашипел. Алый гребень его виден был издали. Из глаз его сыпались искры, тело поднималось от скопившегося яду.  Пасть его вооружена была тройным рядом зубов и тройным языком. Князь схватил лежащий тут камень и бросил его как егхкий (легкий?) меч в чудовище. Стены и башни потряслись бы от этого удара, но чудовище было защищено черною кожею и чешуей, как медною бронею. Вслед за этим князь поражает копием своим. Против его шкура чудовища не устояла от булатной стали, копие глубоко вонзилося в тело чудовища, которое

726.

в бешенстве повернуло голову назад и переломило древко копия его. Удар меча усилил его ярость и пасть его наполнилась кровавою пеной. Оно выпрямилось на задней части хвоста своего, подобно корабельной мачте, и бросилось на князя. Но тот увернулся от него и вонзил меч свой в пасть его с такою силою, что одним ударом пронзил стояще(?) близ чудовища, которое согнулось под тяжестью огромнаго тела чудовища. Так кончился у князя такой опасный бой с чудовищем.

После этого подвига князь Небослав чрез малое время возобновил свое предложение князю Хоже о руке его дочери. Но он, как говорил ему старец, житель кургана Одноусова, так и случилось. Князь Хожа велел укротить волшебнаго пса князя Яслава, живущего на берегу реки Сущевки. Князь Небослав и этого не ослушался, а скоро собрался в путь-дорогу. На пути своем зашел он к товарищу и другу своему князю Инчуку, который жил в тереме пращура своего князя Велесвета-Сигила, но он уехал к товарищу на берега реки Медведки. Вместо (н)его встретила его его старуха-няня князя Инчуг(к?)а, которая приняла его радушно, расспросила его, куда он держит путь свой. Тот рассказал ей все в подробности, куда и зачем он держит путь свой. «Нелегко будет тебе совладать с ним, - сказала ему старуха – многия охотники положили там свои головы. Они все бились с ним по ратному. А это-то вовсе не нужно тут. Я скажу тебе, как с ним надобно тягаться без оружия и помимо твоей медвежьей шкуры. Когда пес подбежит к тебе, ты в это время ухвати его за уши и стисни голову его между ног твоих. Охвативши шею его крепко руками, и не выпускай ее из рук. Не смотри на то, что хвост его будет тебя жалить, держи до тех пор, доколе он не выбьется из сил. Тогда веди его уже к князю Хоже. Шкура медведя не допустит до тебя никакого вреда от него. На обратном пути твоем волшебник Хаур преградит тебе путь, но ты в борьбе с ним задуши его».

Князь Небослав поблагодарил старуху за ея науку и за привет его(ее?). Он смело идет к столь опасному псу, с которым сделал все, что старуха ему приказывала, и с укрощенным псом пошел он в обратный путь. На полу-пути встретился с ним волшебник Хаур, который кормил того пса. Он преградил ему путь и требовал от него, чтобы он оставил пса, принадлежащего ему, как его собственность. От такого требования волшебника скоро дошло до ссоры. Хаур вызвал князя покончить спор такой борьбою. Князь от этого был не прочь, и борцы стали бороться. Князь

728.

схватил волшебника в свои объятия с такой силой, что сокрушил ему ребра, отчего он тут же и помер.

После таких знаменитых подвигов князь Небослав получил себе в супружество княжну Волю.

__________________ 

1888 го: августа 11 д. четверг. А.Артынов.

-------------------------------

Борти- дупляк, в котором водятся пчелы.