Флорентийская Хроника

Maso Finiguerra. "A Florentine Picture-Chronicle". Reproduced from the originals in the British Museum by the Imperial Press, Berlin. - A critical and descriptive text by Sidney Colvin, M.A. Keeper of the prints and drawings of the British Museum. New York, Benjamin Blom Inc. 1970.

В своих книгах мы многократно пользовались гравюрами из этой книги.

   Считается, что гравюра возникла первоначально в Голландии и Фландрии и только потом перешла во Францию и Италию. Древнейшей из дошедших до нас датированных гравюр считается эстамп на дереве "Святой Христофор", помеченный 1423 годом.  То есть, примерно за 15-20 лет до изобретения Гутенбергом книгопечатания [544], т.4, с.221--222.  То, что отпечатанная гравюра не была известна ранее, видно из самой истории ее возникновения. Прежде всего оттиски делались по тому же способу, что и печати современных учреждений. То есть на дощечке углублялись резцом места, которые должны быть белыми. Намазав затем дощечку краской, прикладывали ее к бумаге и получали грубый отпечаток.  Но такой способ существовал недолго. Уже в 1452 году золотых дел мастер Томазо Финигвера из Флоренции сделал следующий естественный шаг. Он вырезал изображение на серебряной пластинке, натер смесью масла и сажи и приложил к мокрой тряпке. Получилось достаточно хорошее изображение.  Томазо Финигвера повторил процесс с листами влажной бумаги и убедился, что, возобновляя втирание краски в гравюру, можно получить с нее сколько угодно оттисков. Дальнейшее развитие этого способа размножения рисунков принадлежит известному итальянскому живописцу Мантенья (1431-1506) (Mantegna) [797], с.756. Он является автором около 20 досок с изображениями мифологических, исторических и религиозных сцен. Например, семи листов "Битвы морских божеств", около якобы 1470 года.